Большинство людей, обращающихся к психотерапевту и психологу, страдают низкой самооценкой. Одни из них знают о том, что у них самооценка снижена. Другие считают, что с самооценкой у них все хорошо, но после нескольких заданных вопросах, выявляются проблемы. Например, я часто прошу назвать хотя бы 10 своих положительных качеств. В редких случаях я слышу больше 3-5. При этом обычно после названного одного положительного качества, называются сразу несколько отрицательных.
Почему же самооценка так важна?
Нормальная самооценка – это адекватное восприятия самого себя, при котором человек:
- Знает свои сильные и слабые стороны. Это касается и психологических качеств, и внешности, привычек, поведения, манеры общения. Ни один человек не может быть идеальным и нравится абсолютно всем. У всех есть свои достоинства и мелкие недостатки. Правильное понимание своих плюсов и минусов и умение их использовать во всех сферах жизни – залог успеха.
- Не стремится переложить ответственность на других, когда виноват он сам, но и не винит себя там, где от него ничего не зависело.
- Адекватно реагирует на стрессовые ситуации, умеет с ними справляться. При низкой самооценке при стрессах опускаются руки, люди не веря в себя, даже не пытаются справиться с неудачами. Человек же с нормальной самооценкой учится на ошибках, делает выводы
- Не сравнивает себя с другими. Плохо и ощущение себя хуже других и превосходство над другими. Человек с нормальной самооценкой не самоутверждается за счет слабых, а стремится стать лучше, учится у более знающих, мудрых, опытных людей.
- Знает границы собственной личности и других людей и правильно выстраивает отношения с другими. Без повода не вторгается в личное пространство, не «учит жизни», не дает поучительные советы, когда их не просят.
- Адекватно реагирует на критику. Умеет защищать свои личные границы.
- Способен строить реалистичные планы, прогнозировать последствия своих поступков.
Я перечислил всего лишь 7 некоторых групп качеств, характеризующих нормальную самооценку. Их намного больше. Но достижение хотя бы этих 7 признаков позволяет человеку быть счастливым, гармоничным, адаптированным в жизни. То есть — это все то, зачем и обращаются к психотерапевту. Поэтому работа по нормализации самооценки – это практически обязательная часть психотерапевтической работы. Если человек адекватно оценивает себя, умеет справляться со стрессами, умеет выстраивать отношения деловые, личные, дружеские, то в его жизни не возникнут ни панические атаки, ни неврозы, ни психосоматические нарушения.
Вот теперь можно перейти к причинам низкой самооценки.
Любой человек рождается на свет «tabula rasa»
«tabula rasa» - чистая доска. Выражение ввел в обиход философ Древней Греции Аристотель для обозначения сознания ребенка, в котором еще ничего не запечатлено.
Ребенок в первые годы жизни не способен к самоанализу, не знает, что такое хорошо и что такое плохо. Все восприятие себя зависит исключительно от его родителей или людей, с которыми он проводит время. Ребенок копирует поведение взрослых, учится у них и отношению к самому себе. Ребенок нуждается в поддержке, адекватной похвале, а также умению справляться с трудностями. Родителям важно учить ребенка самостоятельности. Обязательно необходимо, чтобы ребенок верил в себя, признавал свои ошибки, делал выводы и учился, а не расстраивался. Вредна, как нехватка родительской похвалы, так и гиперопека.
Выделю наиболее частые причины формирования низкой самооценки у ребенка.
- Отсутствие в семье теплых отношений, доверия, гармонии.
- Убежденность родителей, что похвалы это вредно и формирует превосходство над другими.
- Авторитарный стиль поведения одного или двух родителей
- Манипулятивное поведение одного или двух родителей
- Газлайтинг в семье
- Наличие нерешенных личных проблем у родителей. Психические расстройства у членов семьи.
- Несерьезное или безответственное отношение к воспитанию детей.
- Гиперопека.
Семья является системой, изменения в любом из членов которой приводит к изменению системы в целом. Ребенок, живя в обстановке конфликтов, теряет чувство безопасности. Не понимая, почему родители ругаются, ребенок может начать считать себя виноватым, в том, что родители ругаются. Нередки случаи, когда дети пытаются примирить родителей. Но семейная проблема от этого не решается, а самооценка у маленького члена семьи падает.
В советское время и постсоветское время под воздействием навязываемой государственной идеологии интересы личности не брались в учет. Общество растило серую массу, в семьях которых родители часто говорили детям: « Не будь лучше других, «Не высовывайся», «Не будь зазнайкой», «Будь как все». В итоге в детях поселялась неуверенность, нерешительность, сомнения, страхи.
В некоторых семьях не принято хвалить детей, не принято учитывать, что ребенок имеет свое мнение, свои интересы, свои желания, увлечения. Родители в таких семьях считают, что они лучше знают, что нужно их ребенку. Иногда бывает так, что родители начинают соперничать с ребенком, завидовать, как ему легко живется. В таких семьях часто звучат фразы «Вот если бы ты так с моей матерью или отцом так поступил, то они бы тебе показали…», «Все нужно заслужить», «Вырастешь, тогда будешь, говорить, что ты хочешь, а сейчас нужно слушаться меня».
Навязывание авторитета взрослыми приводит к подчинению у ребенка, но накладывает отпечаток, на самооценку и дальнейшую жизнь.
Власть родителей может проявляться в виде манипуляций. Манипуляция позволяет навязать свою волю другому человеку без открытого конфликта, без открытого силового подчинения. При манипуляции человек будто бы осознанно делает выбор, но на деле ничего не решает сам, а выполняет то, что уже решено за него. Манипуляции намного сильнее повреждают самооценку, чем прямое подчинение ребенка. Директивное воспитание подавляет волю, делает ребенка более слабым. А манипуляция искажает самооценку. На словах произносится то, что может положительно влиять на ребенка, а вот за счет скрытого смысла ребенок не понимает, что выполняет чужую волю, он продолжает верить в себя, но то, что он делает выгодно другому человеку, а не ему. Вырастая, такие дети становятся либо жертвами других людей, либо вообще не доверят никому.
Еще одним близким к манипуляции способом снизить самооценку является газлайтинг.
Газлайтинг — форма психологического насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытаясь заставить жертву сомневаться в собственных воспоминаниях и изменяя ее восприятие реальности. Газлайтинг довольно часто происходит неосознанно из-за внутриличностных проблем у одного или двух родителей. Взрослые могут иметь тайны от детей, от других членов семьи, супруги могут свои секреты. И когда ребенок узнает эти таны, некоторые взрослые признают свои ошибки, секреты, а другие начинают ребенка заставлять сомневаться в том, что он увидел или услышал. Так ребенок начинает верить, что он ошибся, что ему показалось, что он неправ. Если такое поведение родителей продолжается, то ребенок еще больше начинает сомневаться в себе, не верит тому, что он видит и слышит, начинает считать, что с ним что-то не так. Родители в таких ситуациях вызывают у детей искаженное восприятие реальности. Соответственно самооценка искажается, а последствия этого наступают позднее. Часто такой ребенок, став взрослым сам становится газлайтером и испытывает проблемы в отношениях, повторяет свое манипулятивное поведение со своими детьми.
Личные проблемы психологического и психического характера у родителей неизбежно сказываются и на детях, на их самооценке. Безответственное отношение к детям приводит к чувству ненужности у ребенка, размышлениям на тему, что «Я им не нужен», «Зачем они меня родили», «лучше бы я умер».
Гиперопека – при всей кажущейся безграничной любви к ребенку, при гиперопеке ребенку навязывается свое мнение. Родители все решают за него, позволяя ему шалости, капризы, но не учитывая при этом, что самооценка ребенка искажается. Он живет как в сказке, не замечая многих проблем, своих недостатков, не учитывает интересы других людей. И когда такой человек оказывается в коллективе, то встречает враждебное отношение к себе и не понимает причин этого.
Краткий вывод.
Самооценка – это адекватное восприятие самого себя, без которого невозможно адекватного восприятия других людей. Отношение к другим, начинается с отношения к самому себе. Не случайно, что в религиях дается наставление «Возлюби ближнего, как самого себя». Это не об эгоизме, а о нормальной самооценке.
Рекомендую почитать: восточные истории о сниженной самооценке.